Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 06:07

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
РАЗРАБОТКИ КОНСПЕКТОВ [5]
ПРЕЗЕНТАЦИИ [0]
СТАТЬИ [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


развитие речи пособия стародубовой
[ Скачать с сервера (40.8 Kb) ]16.12.2019, 17:30

Усложнение в строении головного мозга выражается:

1.1. Общие сведения о речи
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие человеческого общества. Речь используется в процессе деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их. Речь – это
средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.
Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться переживаниями, сопереживать, искать понимания. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности [66].
Когда и как появилась речь? Этот вопрос интересовал ученых всегда. Существует множество теорий о происхождении и сущности речи. Рассмотрим некоторые из них.
1. Звукоподражательная теория. Смысл ее заключается в том, что человек обрел свою речь (язык), подражая звукам окружающей его природы (журчанию ручья, пению птиц, грохоту грома и т.д.). Сторонники данной теории приводят обычно два аргумента: во-первых, наличие в любом языке звукоподражательных слов типа <ку-ку>, <хлоп>, хрю-хрю во-вторых, появление в качестве одних из первых в детской речи аналогичных словообразований (гав-гав— собака, <би-би—машина и т.д.).
2. Междометная теория. Согласно этой теории слово является выразителем душевных и физических состояний человека (радости, страха, голода). Первые слова это непроизвольные выкрики, междометия. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества.

Звукоподражательная и междометная теории во главу угла ставят изучение происхождения механизма говорения в психофизиологическом плане. Игнорирование социального фактора сторонниками этих теорий привело к скептическому отношению к ним. Так, звукоподражательную теорию стали в шутку называть теорией гав-гав>, а междометную—«теорией тьфу-тьфу».
3. Рабочая теория (теория трудовых выкриков). Сторонники этой теории считают, что мышление и действие были первоначально неразрывны, так как прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение продолжительного времени использовали в этом качестве различные естественные предметы. Выкрики и возгласы облегчали и организовывали совместную трудовую деятельность. Постепенно они превращались в символ трудовых процессов, поэтому первоначальная речь (язык) была набором глагольных корней.
По мнению современных отечественных лингвистов, зарождение и первые этапы развития речи (языка) протекали в двух направлениях: в реальном социально значимом взаимодействии членов коллектива и в игровых культовых проявлениях.
Б. В. Якушин считает, что одной из причин превращения нечленораздельного звукового сопровождения действия является увеличение разнообразия реальных (трудовых, боевых) ситуаций, в которых оказывался первобытный человек. Это разнообразие, в свою очередь, было связано с обостряющейся конкуренцией между племенами в условиях демографического кризиса, вынужденной миграцией и т.д. Разнообразные жизненные ситуации и все более сложная деятельность в их рамках требовала как аналитизма мышления, так и способности к синтезу, схематизации ситуаций [145].
Другая не менее важная причина осуществление ритуальномифологической функции звуковой коммуникации. От звукового сопровождения синкретического действа, в центре которого была пантомима, первобытный человек переходил к созданию сложной системы магических текстов, несущих в себе информацию об окружающем мире и способе организации взаимоотношений с этим миром. Звуковое сопровождение магических обрядов постепенно приобретало вид словесных формул, которые передавались от одного поколения к другому.
Постепенно наряду с элементарным озвучением действий стали появляться слова-предложения с последующим вычленением групп подлежащего и сказуемого и т.д. Так возникла членораздельная речь.
Когда знакомишься с теориями происхождения речи, возникают вопросы: Почему же только человек оказался способен к развитию членораздельной речи?, Почему так медленно формируется речь? Ответ один: это зависит от особенностей строения мозга и медленным его созреванием.
 

И.П. Павлов называл мозг органом приспособления к окружающей среде. Чем проще строение мозга, тем примитивнее, грубее форма приспособления к окружающей среде. Чем сложнее мозг, тем совершеннее ,тоньше механизмы приспособления ,которые он создает

в увеличении его массы относительно массы тела (у человека масса мозга составляет 1/46— 1/50 часть массы тела, у человекообразных обезьян 1/200 часть);
в развитии полушарий мозга и особенно лобных отделов (у человека лобные доли занимают 25 % площади больших полушарий, у обезьян в среднем 10%);
в увеличении поверхности мозга (мозг у человека собирается в складки и образует многочисленные борозды и извилины);
в наличии речевых областей.
Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного масса мозга составляет 400 граммов, через год она удваивается, а к пяти годам утраивается. В дальнейшем рост мозга замедляется, но продолжается до 22—25 лет.
Речь выполняет три ф у н к ц и и: общения ,познания и регулятора поведения.
Наукой доказано, что без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком. Существует множество этому доказательств. Так в книге И.Н Горелова и К.Ф. Седова приводится пример, как некий хан Акбар захотел узнать, какой язык является самым древним. Он решил, что таким языком должен быть язык, на котором дети заговорят, даже если их не обучать никакому языку. Он приказал собрать двенадцать грудных младенцев самых разных национальностей и заключить их в замок. Дети были отданы двенадцати немым кормилицам. Немой привратник охранял ворота замка, куда под страхом смерти никто не должен был заходить. Когда дети достигли двенадцатилетнего возраста, хан велел привести их к себе во дворец. Сюда же были приглашены эксперты знатоки древних языков. Однако результаты «эксперимента» удивили и разочаровали присутствующих: дети не говорили вовсе ни на каком языке. Они научились у своих кормилиц обходиться без речи и выражали свои желания и чувства жестами, которые заменяли им слова. Дети были дики, пугливы и представляли собой весьма жалкое зрелище [32].
Известные случаи(феномен Маугли), когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных и были ими вскормлены. Когда люди находили этих детей и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного: бегали на четвереньках, обнюхивали пищу, огрызались, но совершенно не могли говорить, и научить их этому было невозможно.
Сходные с описанными выше причины вызывают тяжелей шее расстройство развития психики, которое получило название «синдром госпитализма». Это нарушение интеллектуально-речевого развития, вызванное недостатком общения взрослых с детьми раннем возрасте. Чаще всего подобное явление наблюдается в детских домах ,где содержатся дети-сироты.
Приведенные примеры позволяют сделать еще один важный вывод: Речь помогает в познании окружающего мира. Усваивая новые слова, новые грамматические формы, человек расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Ознакомление с окружающим посредством слова начинает осуществляться очень рано. С помощью слова ребенок получает от взрослых знания сначала элементарные, а потом все более глубокие.
Речь влияет на поведение человека. Первыми словами-регуляторами поведения становятся слова «можно>, «нельзя», «надо». Они пробуждают самосознание, тренируют волю, дисциплинируют. Когда ребенок поймет эти слова, а также такие слова, как <доброта>, <отзывчивость», «заботливость» и др., они станут программой формирования его нравственных принципов. Ребенок <впитает» в себя их содержание, т. е. научится поступать в соответствии с ними [82].

Таблица 1

Устная речь

Письменная речь

Звуковое оформление речи

Графическое изображение

В основе лежат слуховые ощущения, идущие от органов речи.

Основную роль играют зрительные и моторные (от движения пишущей руки) ощущения

Говорящий и слушающий не только слышат ,но часто и видят друг друга

Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе будущего читателя

Во многих случаях зависит от реакции слушателей и может изменяться в соответствии с ней

Не зависит от реакции адресата

Говорящий говорит набело ,исправляя на ходу изложения лишь то,что сумеет заменить в процессе

Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его

Использует такие средства воздействия на слушателя,как интонация ,мимика,жесты.

Не имеет вспомогательных средств,способствующих пониманию ее содержания.

Свободный порядок слов.

Нормировання,устойчивая.

 


Исключительное значение имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Дети, владеющие, легко вступают в контакт с другими детьми. Дети с задержкой в развитии речи испытывают большие трудности в детском коллективе: не могут объяснить, чего хотят, плохо включаются в игры, занятия.
Отсюда следует вывод: овладение речью должно быть своевременным(с первых дней после рождения) и полноценным (достаточным по объему языкового материала)
Различные функции речи совмещаются, переплетаются, в результате возникают их варианты, разновидности.
Существуют две формы речи: устная и письменная. Между ними много общего: и та и другая являются средством общения, в основном они используют один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений.
По свидетельству лингвистов обе формы речи «связаны тысячами переходов друг в друга». Эту связь психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, являющаяся основой формирования мысли.
В то же время каждая из этих форм имеет свои особенности (табл. 1) [66. С. 7—10]:
Указанными выше различиями объясняются многие особенности устной речи: ее избыточность, лаконизм, прерывистость.


Вопросы и задания для повторения


1. Какие гипотезы о происхождении языка вы знаете?
2. Раскройте роль языка в развитии личности ребенка.
З. Почему без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком?
4. В чем различия устной и письменной речи?

 

Категория: СТАТЬИ | Добавил: anpopova84
Просмотров: 296 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz